Школьный музейный комплекс "Связь поколений"

Связь поколений

Патриотическое воспитание в современной России - залог процветания страны и духовного здоровья общества. Решая задачу патриотического воспитания, школьный музей должен формировать у ребенка ощущение присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения его с культурным наследием. Музей - это живая связь поколений, которая необходима как для сохранения исторической памяти народа, так и для воспитания высоких нравственных качеств человека, чувства любви к родному краю, к Отечеству, формирования гражданского самосознания подрастающего поколения.

В нашей школе формированию и укреплению нравственного здоровья обучающихся, гражданско-патриотическому становлению способствует школьный музейный комплекс. Он является структурным подразделением школы и неотъемлемой частью единого воспитательного пространства.

Начало деятельности

Школьный музейный комплекс "Связь поколений" начал создаваться с 2007 года:

2007 год - Комната Боевой Славы – военно-исторический профиль
2007 год - Комната "Быт народов России" - этнокультурный профиль
2009 год - Экспозиция военной техники в миниатюре – военно-технический профиль
2010 год - Экспозиция "Страницы летописи Балаковского образования" - историко-краеведческий профиль

Музейная комната "Быт народов России"

Здесь вы можете узнать историю родного края и национальных культур народов Поволжья.

Экспозиция "Страницы летописи Балаковского образования"

Узнать историю становления Балаковского муниципального образования.

Экспозиция военной техники

Посетить выставку военной техники в миниатюре.

Комната Боевой Славы

Узнать больше об истории нашей Родины, имена её героев и защитников.

Сплоченность

Музейный комплекс – это творческое сотрудничество учителей, учеников и родителей, он соединяет воедино многие поколения разных лет. Поисковая и исследовательская работа детей и их родителей пробуждает в тех и в других чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.

Миссия школьного музейного комплекса

Формирование и развитие гражданственности как одной из ключевых социальных компетенций обучающихся школы средствами музейной педагогики.

Основные формы работы

Основными формами работы по формированию гражданско-патриотического воспитания через музейную педагогику являются: экспедиции, экскурсии, походы, встречи, поисково-исследовательские конференции, литературно-исторические вечера, открытые уроки, викторины, социальные проекты, вахта памяти, уроки мужества, конкурсы детского творчества (сочинений, стихов, рассказов, сценариев, поделок, рисунков).

Сотрудничество

Обучающиеся школы работают в тесном сотрудничестве с Центром военно-патриотического воспитания молодежи и подростков "Набат", муниципальным ресурсным центром по проблемам воспитания, краеведческими музеями г. Балаково, библиотекой, ДШО "Мы". Летом 2009 года четверо наших ребят, члены поисковой группы "Набат", побывали на раскопках в д. Кириши Ленинградской области и привезли оттуда много интересных экспонатов для Комнаты Боевой Славы.

Исследовательская и проектная деятельность

Наличие в школе музейных комнат и экспозиций позволяют обучающимся заниматься исследовательской и проектной деятельностью. Учащиеся школы активно участвуют в поисково-исследовательской работе, все материалы музеев созданы руками детей, родителей и педагогов. За 2011-2013 г.г. обучающиеся школы приняли участие в 3-х больших школьных социально-исследовательских проектах для пополнения фондов школьных музейных комнат:

2011 год - "Школьный музей как центр гражданско – патриотического воспитания"
2012 год - "Моя семья в истории моей страны"
2013 год – "Историческая память поколений"

Музейная педагогика приобщает школьников к поисково-исследовательской работе, где они получают уникальные нравственные уроки общения, доброты, внимания, мужества, стойкости, оптимизма, все то, что даст им силы для будущей жизни в современном обществе и мире.

Константы

Работа педагогов, а самое главное учащихся школы, членов совета музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы школы.

В нашей школе создано особое пространство, где руководители музейных комнат реализуют специальные музейно-образовательные программы, экскурсионно-выставочную работу, апробируют музейно-педагогические технологии.

Координация деятельности

Работой каждой музейной комнатой руководит Совет музея, в который входят учащиеся, педагоги и родители. Представители Советов музеев входят в Актив комплекса музеев, который координирует всю музейную работу школы. Привлекая учащихся и Совет.

Главную координацию деятельности по развитию и организации работы музейного комплекса осуществляют директор школы, его заместитель по воспитательной работе. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного комплекса использовались в учебной, внеурочной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.

Непосредственное руководство практической деятельностью музейной комнаты осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. Он отвечает за успешное выполнение задач, возложенных на него, а также за состояние, сохранность и использование по назначению музейного собрания и имущества комнаты.

Направления работы

В школьном музейном комплексе "Связь поколений" ведется работа по следующим направлениям:

Организационная работа

  1. утверждение совета музея и разработка перспективного плана развития школьного музейного комплекса
  2. подготовка экскурсоводов из учащихся 7-11 классов
  3. ежегодно корректируются и дополняются материалы экскурсий, в связи с изучением новой краеведческой и исторической литературы, открытием новых фактов

Cобран достаточно большой и серьезный фонд материалов для проведения экскурсий, музейных уроков, мероприятий: более 100 поделок детей, 214 исследовательских работ, 104 методических разработок, 27 фильмов и видео метериалов в помощь педагогу и ребенку при подготовке к мероприятию, уроку, классному часу

Поисковая работа и работа с музейным фондом

В залах музейного комплекса экспонируется 1110 экспонатов. Библиотека музея насчитывает 135 книг военно-исторических, мемуарных и художественных. Имеется документальный видеофонд. В настоящее время в музейном комплексе более 290 экспонатов и документов, свидетельствующих о важнейших событиях Великой Отечественной войны, ее героях. Работают выставки, посвященные быту народов России начала века, разивитию образования района. Сбор материалов музейного комплекса ведется по 34 основным темам, соответствующих профилю музейных комнат.

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская и проектная работа школьников на базе музейных фондов, направлена на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, активной жизненной позиции и воспитание гражданина-патриота. Сам процесс создания проектов имеет огромное значение. Он позволяет учащимся заниматься интересной поисковой, познавательной деятельностью в историческом и краеведческом контексте, творчески реализовывать себя в применении различных компьютерных технологий. В практике работы нашего музея сложился определенный перечень тем, который мы успешно, на наш взгляд, разрабатываем с учащимися не один год. Это темы проектов:

  • Быт народов России,
  • Русские народные праздники,
  • История моей семьи в истории моей страны,
  • Моя родословная,
  • Историческая память поколений,
  • Любимый город,
  • Великие битвы войны,
  • Детство, опаленное войной,
  • Летчики испытатели,
  • Великие сражения ВОВ,
  • История Вооруженных Сил РФ,
  • Выдающиеся выпускники,
  • Учительские династии,
  • Из истории школьной формы,
  • Из истории шариковой ручки,
  • История школьной формы,
  • Школа в 19,20,21 веке
  • и многие другие.

Проектные работы учащихся пополняют фонды музея, а презентации на дисках – его видеотеку. Этими материалами успешно пользуются сами проектанты при выступлениях на классных часах, при проведении экскурсий по музею в качестве экскурсоводов, а также другие учащиеся и учителя. По результатам проектной работы в музейном кабинете оформлена выставка.

Экскурсионно-просветительская работа

Экскурсия - основная форма работы музея в течение учебного года. За три года членами экскурсионно-лекторской группы было проведено 407 экскурсий для учащихся школы и гостей из них более 120 обзорных экскурсий (30%), остальные тематические.

Просветительская деятельность музейного комплекса состоит из подготовленных Советом музея по своему профилю лекториев, экскурсий, музейных уроков, презентаций, подобранных материалов к урокам, внеклассным мероприятиям и многое другое.

Творческая работа

В музейном комплексе "Связь поколений" сохранена традиция проведения военно-патриотических месячников, Вахты памяти, военно-спортивные игры "Орленок" и "Зарница", спортивные соревнования "Вперед, мальчишки!" и "А ну-ка, парни!", конкурс патриотической песни, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция "Поздравительная открытка", конкурс детского рисунка "Наша армия родная", выпуск листовок и тематических газет, социальные акции "Подарок другу", "Подарок инвалиду", "Помоги ближнему", адресные поздравления, посвященные Дню пожилого человека и Дню Победы, операция "Ветеран живет рядом". Школьная библиотека устраивает выставки книг, рисунков, фотографий к памятным событиям и датам.

Основными формами работы направления являются: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции. Формированию правового сознания, гражданских качеств, толерантности способствуют учебно – познавательные игры "Учусь быть гражданином", "Знатоки истории", классные часы "Основной закон страны", "Герои России", "Человек среди людей", "Искусство жить вместе".

В рамках работы "Мой край родной" в школе ежегодно проходит цикл классных часов: "Возрождая традиции предков", "Русская душа", "Русская изба". Совершенно органично в работу музея вплелось празднование народных праздников: "Рождество", "Масленица", "Пасха". Все мероприятия проходят при активном участии не только ребят, но и их родителей и несут большой эмоциональный и воспитательный заряд.

Участие в конкурсах

Актив музейного комплекса организует и активно участвует в патриотических, творческих конкурсах таких как:

  • конкурс альбомов "С днем рождения, любимый город", "Наши выпускники".
  • конкурсы боевых листов "Из истории Вооруженных Сил РФ", Техника ВОВ.
  • конкурсы чтецов "Живая классика" в рамках муниципальных литературных праздников (октябрь, март).
  • конкурсы патриотической песни в рамках месячника патриотического воспитания.
  • конкурс моделей космических кораблей ко Дню космонавтики, памятников.
  • конкурсы тематических газет, открыток, рисунков, сочинений ко всем праздничным датам (день города, день учителя, день матери, рождество, день защитника Отечества, день Победы, день семьи и многих других)
  • фотовыставки: "С днем рождения, любимый Балаково!", "Мой папа-моя гордость", "Воины-интернационалисты".
  • оформление тематических стендов: "250 лет г. Балаково", "200 лет Победы в Отечественной войне 1812года", "25-летие вывода войск из Афганистана", "Блокадный Ленинград", Уголок Чкалова В.П., Уголок Покрышкина А.И., "Ты в сердце моем, Сталинград", "Русский народный костюм", "Вышивка" и др.
  • выставки совместных работ родителей и детей, мам и бабушек: "У мамы руки золотые", "Моя бабушка-мастерица", "Папа может все что угодно…". Постоянно оформляется материал об исторических датах, праздниках на демосистемах.

Членами Совета музейных комнат, обучающимися школы при поддержке педагогов и родителей за три года оформлено 43 выставки, 21 тематический стенд в фоей школы к памятным и великим датам, изготовлено 12 буклетов о деятельности музеев, выпущено 47 информационных газет, создано 387 презентаций.

Интеграция общего и дополнительного образования

Школьный музейный комплекс интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся.

Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музейный комплекс в учебно-воспитательном процессе. Опыт школы подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории, географии, технологии. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории России, литературе, обществоведению, технологии.

На базе школьного музейного комплекса проводятся уроки, задачи которых научить детей видеть в предметах символы эпохи, создать атмосферу радости от общения с прошлым, побуждать к исследовательской работе. Школьный музей может от простой экскурсии "продвигать" ребёнка к осмысления более серьёзных вопросов и проблем родного края, города области, так и истории, культуры, науки и страны в целом. Роль школьного музея возрастает в рамках предпрофильного обучения и создания авторских элективных курсов, которые, в частности, могут строиться на базе его экспозиций.

Для проведения музейных уроков (истории, обществознания, краеведения, литературы, музыки, географии, технологии, литературы, ИЗО и др.) используются возможности комплекса музеев. Это делает уроки более полезными и интересными, так как имеет ряд "плюсов": смена обстановки, возможность увидеть исторические источники, потрогать их руками, окунуться в соответствующую историческую атмосферу.

Метапредметность

Педагогическим коллективом музейные комнаты используются для проведения следующих уроков:

  • Урок истории в 11 классе "Образование XXI века на примере работы школы №28"
  • Урок обществознания в 6 классе "О них знает вся страна" (о выдающиеся личностях города)
  • Уроки истории в 9 классе "Развитие образования в г. Балаково в годы Великой отечественной войны
  • Уроки литературы в 11 классах "Духовный мир воина и исторические судьбы Родины", "Нравственное испытание и воспитание человека"
  • Уроки иностранного языка в 5-7 классах на тему "Наша школа"
  • Уроки ручного труда в 5-7 классах. Конструирование и моделирование одежды. Виды одежды. Вышивка, плетение бисером
  • Урок географии в 6 кл. "Народы Поволжья"
  • Урок биологии 7 кл. "Сельскохозяйственные растения"
  • Уроки русского языка в 5-6 кл. "Фразеология и лексика", "Устное народное творчество", "Язык-важнейшее средство общения" и другие
  • Уроки музыки в 5-6 кл. "Музыкальные инструменты"
  • Уроки технологии в 5-8 кл "Кулинария", "Уход за ребенком", "Художественная вышивка на швейной машинке", "Интерьеры кухни, столовой" и другие

Дополнительное образование

В школе создана широкая сеть объединений дополнительного образования по семи направлениям, которая увеличила свою численность за 2011-2013 годы с 110 до 152 кружков и секций, в которых занимаются 1570 обучающихся, что составляет 93%.

На базе музейных комнат работает 9 кружков военно-патриотической и туристско-краеведческой направленности: "Памяти связующая нить..", Быт народов России, История края в лицах, История Саратовского края, Оч.умелые ручки, Рукодельницы, Умелые хозяюшки, Страноведение, Историческое краеведение. Всеми руководителями музеев разработаны дополнительные образовательные программы и организована работа кружков для различных возрастных категорий обучающихся. Разработанная система работы комплекса позволяет осуществлять тесное взаимодействие всех музейных комнат.

Обзорные и тематические экскурсии

Школьный музейный комплекс регулярно проводит обзорные и тематические экскурсии не только для обучающихся нашей школы, но и других школ города и района, а также родителей, жителей микрорайона, ветеранов ВОВ, гостей школы. Всего за 3 года проведено 407 экскурсий, с охватом 9.666 человек.

Традиционными стали дни открытых дверей для всех желающих (объявления размещаются в микрорайоне школы), целью таких мероприятий является формирование имиджа школы как динамично развивающегося образовательного учреждения, привлечение к жизнедеятельности комплекса родителей и жителей микрорайона, пополнение музейных фондов.

Встречи с ветеранами, труженниками тыла, участниками локальных войн и интересными людьми

В течение года на базе музейного комплекса проходят встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, участниками локальных войск, деятели культуры, родителями, непосредственными участниками или очевидцами исторических событий и т.д.

Ведется активная шефская работа с ветеранами Великой Отечественной войны. В музее ведется список участников войны-родственников учеников и сотрудников школы. За каждым классом закреплен ветеран ВОВ, труженник тыла или вдова участника ВОВ. Дети готовят подарки, концертные номера и посещаю их на дому, или приглашают к себе в гости в класс (не менее 3-х раз в год на день пожилого человека, 23 февраля и день Победы).

Наша школа гордиться тем, что в школе работает столяром участник ВОВ, ветеран Екатеринушкин Николай Артемович, который является участником всех школьных мероприятий от праздников до посадки деревьев в честь Дня Победы. По его биографии членами поисковых отрядов собирается материал для создания уголока в музее.

Ежегодно при непосредственном участии актива музейного комплекса, возлагаются венки к обелиску, мемориальным памятникам, погибших и отдавших свой интернациональный долг в Чечне, Афганистане, в Чернобыле и Беслане.

Мультимедийные пособия

В связи с развитием информационных технологий в музейной сфере появляются новые формы деятельности. Для проведения уроков и классных часов всего по всем музейным комнатам за 3 года разработано 387 презентаций по различным темам по профилю музея, это: Четвероногие друзья в строю, Реквием по Афганской войне, Дети военной поры, Непобедимая и легендарная, История государственной символики, Форма военных лет, Мой город родной, Недаром помнит вся Россия…, История Вооруженных Сил РФ, Мы – волжане, Мы - славяне, Из истории школьной формы, Из истории шариковой ручки, История школьной формы, Школа в 19,20,21 веке, Учителями славится Россия и т.д., а также компьютерные презентации для внеклассных мероприятий.

Социальное партнерство и межведомственное взаимодействие

Наш комплекс музеев имеет множество социальных партнеров: школы города и района; центр патриотического воспитания "Набат", где сейчас трудится наш выпускник Севастьянов Сергей (член Совета Комнаты Боевой Славы) и продолжает сотрудничать с музеями нашей школы; тесное и дружеское взаимодействие с Советом ветеранов, в частности с его председателем Уполовниковым В.И., который всегда откликается на наши предложения поучавствовать в мероприятиях; творческое и краеведческое взаимодействие музеями города, которые посещают наши дети и организуются выездные выставки в школе (Музей истории города, краеведческий музей, дом-музей В.И. Чапаева, музей имени А.Н. Радищева, музей "Усадьба Мальцевых"); культурное сотрудничество с КВЦ "Радуга", КРЦ "Мир", городским выставочным залом, ГДК, Саратовской филармонией им. Шнитке, Балаковским драматическим театром имени Е.А.Лебедева, Центром дополнительного образования детей города Балаково).

Достижения музейного комплекса

  • Волонтерский проект по Году Российской истории
  • Всерос конкурс Год росс.истории
  • Междун.конкурс Методика патр.воспитания
  • Публикация
  • Регион.конкурс музеев
  • Вестник